«Событийный турмаршрут» — Приволжье». Путевые заметки: Киров
Вятка – земля большой воды, бескрайних лесов и деятельных людей, которые превращают все это в новые возможности. Вряд ли можно найти в России место, вся история и география которого лучше передавала бы смысл и дух старой поговорки про тихий омут и чертей.
Впечатления
Киров был самой северной и самой дальней (переезды почти в 600 км от Нижнего Новгорода и 500 км – до Перми) точкой нашего путешествия по Приволжью. Вятская земля встретила нас пейзажами одновременно непривычными и удивительно знакомыми. Вот такими:
«Аленушка», картина Виктора Васнецова.
Эту картину вятчанин Виктор Васнецов рисовал в Подмосковье. Но по дороге в Киров полно мест, про которые хочется сказать: «Нет, на самом деле, все это было здесь». Это сказочные места, где небо встречается с лесом и водой. В Черноземье, на ветреной границе русского леса и степей Дикого Поля, трудно найти реки или озера настолько спокойные, что они кажутся опрокинутым на землю зеркалом.
Вятские леса.
Старинные названия Кирова – Вятка и Хлынов – тесно связаны с водой. По самой распространенной версии имя Вятка произошла от славянского слова «вяще» («больше») и «речного» суффикса «-ка» – «еще большая река». А название реки Хлыновицы, у впадения которой в Вятку и возник Хлынов, ближе всего к слову «хлынуть». В этой водной стране по-другому, наверное, называться нельзя.
Река Вятка в разливе.
Но там, где есть тихие омуты, должны быть и черти. Легенда об основании города рассказывает, что переселенцы из Новгорода, нашедшие удачное место для строительства нового селения, заготовили лес для будущих укреплений на холме над широкой рекой. Ночью бревна странным образом уплыли вниз по реке. Поселенцы решили, что это жившая под холмом Кикимора возмутилась и отправила лес на правильное место. От греха подальше поселенцы оставили лесную обитательницу в покое, а ее холм нарекли Кикиморской горой. Правда, в конце концов он все равно оказался почти в центре города.
У Кикиморской горы.
Так с самого основания Вятка оказалась связана со сказкой. Наверное, поэтому здесь каждый май проводят Всемирные сказочные игры. К тому же, несмотря на то, что кикиморы считались нечистой силой, вятчане считают, что при должном уважительном отношении Вятская Кикимора поможет советом и делом. А еще она умеет предсказывать погоду лучше, чем февральский сурок Фил из Панксатони: 1 марта в парке «Заповедник сказок» проходит праздник пробуждения Кикиморы Вятской.
Возможно, именно сказочная проказница вдохновила ремесленников из Дымковой слободы с низкого – восточного – берега Вятки придумать знаменитую расписную игрушку, главный символ Вятской земли. В Кирове про этот промысел рассказывают сразу два музея: «Дымковская игрушка» и Музей вятской глиняной игрушки на Спасской.
Вятская красавица и ее детки. Музей вятской глиняной игрушки.
Дымковская игрушка – такое же исключительно рукодельное ремесло, как и нижегородская Золотая Хохлома (ссылка на текст про Нижний Новгород).
Долгий путь от куска глины до забавной фигурки.
Хотя эти игрушки подчас выглядят произведениями искусства изначально они появились как забавы для детей.
Игрушки из археологических находок.
Зато теперь яркий, озорной дымковский стиль здесь закрепился во всем.
«Дымковские» шахматы.
«Дымковский» храм.
«Дымковская» живопись (портрет вятских девушек – работа кировской художницы Инны Широковой).
Одну из сценок на открытии Олимпиады в Сочи тоже вдохновила дымковская игрушка.
И, наконец, «дымковский» шоколад.
Это уже экспонат другого вятского музея – истории шоколада. Весит эта милая барышня под 30 кг.
Торт-дом первого вятского шоколатье Станислава Якубовского в Музее истории шоколада.
Шоколадную фабрику в Вятке открыл человек необычный, но по-хлыновски свободолюбивый и деловитый. Офицера Станислава Якубовского сослали в дальнюю заволжскую губернию в 1868 году после очередного восстания в Польше. Хотя правительство восстановило его в правах, польский дворянин остался в Вятке, женился на местной девушке Анне и начал собственное дело. Оно оказалось успешным, а память о нем сохранилась в Кирове до сих пор.
Самая старая в мире нераспечатанная шоколадка.
Еще один необычный экспонат сладкого музея. Это нераспечатанная плитка шоколада из продуктового пайка британских солдат, воевавших в Англо-бурской войне в Южной Африке в 1899 году. Таких древних шоколадок в мире больше нет.
Шоколадная картина. Тоже дымковская.
Такие шоколадные картины в мире есть, зато в Кирове могут закончиться – хотя это и запрещено, посетители, особенно дети, пытаются откусывать от нее сладкие кусочки.
Зато экскурсия в другой сладкий вятский музей – истории мороженого – начинается с дегустации сладкого льда, приготовленного по рецепту, который привез в Европу из Китая Марко Поло.
Мороженое у них.
И у нас.
Мороженщик прошлого века.
В России таких музеев мороженого больше нет.
Все три музея на Спасской – о шоколаде, о мороженом и о глиняной игрушке – частные. Их открыл местный меценат Валерий Крепостнов. Возможно, так проявилась в современности старинная вятская деловая жилка, заставлявшая местных предпринимателей делать и богато, и красиво для потомков и города. История про музей шоколада и музей мороженого, который создавали дочь и сын мецената XXI века, напоминают сюжет вековой давности – о доме «хозяина Вятки» купца Тихона Булычева. Он старался изысками архитектуры и внутреннего убранства вернуть в провинциальный город избалованную Петербургом дочь. Но не сложилось, и меценат продал особняк местным властям за треть стоимости. Во время Первой мировой войны в нем располагались дом инвалидов (ветеранов) и приют для сирот. После революции дом отошел ЧК, и сейчас тут находится региональное управление ФСБ. Историю этого дома можно прочитать здесь.
История же мецената XXI века продолжается, и местные медиа спорят о его роли в жизни региона. Однако музеи на Спасской хвалят даже критики предпринимателя.
Кировский «Арбат» – Спасская улица.
«Самая короткая пешеходная улица России», – шутят вятчане. Длина пешеходной части – около 200 м. Зато на ней можно легко представить себя человеком XIX века.
Открытка начала XX века.
Гости из прошлого. Стиль узнать уже легко :)
Эта уличная скульптура называется «Место встречи». Ее поставили в честь мастериц дымковской игрушки, но она похожа на рифму к «Алым парусам» Александра Грина – еще одного необычного человека из Вятской губернии.
Современные девушки трут нижнюю пуговицу на сюртуке кавалера – считается, что это помогает выйти замуж.
Скелет динозавра в Юркином парке в слободе Талица.
А это уже совсем другие гости из прошлого и еще один пример вятской предприимчивости – «Юркин парк» отдыха, развлечений и древних аттракционов. Его задумали в 2015 году и построили всего за сто дней.
Семейство хищных ящеров-дейнонихов.
Всего в парке около трех десятков фигур динозавров.
Они двигаются.
Велоцирапторы против игуанодона.
Кушают друг друга.
Предупреждающая табличка в «Юркином парке».
А их самих кормить нельзя.
Все начинается с яйца.
В древности на месте современной Вятской земли действительно жили динозавры. Соседям вятчан – пермякам досталось название геологического периода – пермского. Он предшествовал знаменитому юрскому и не такому известному триасовому. Зато у вятчан «свой» ящер – дельтавятия вятская (Deltavjatia vjatkensis). Посмотреть на его останки (и много чего другого интересного) можно в Вятском палеонтологическом музее.
В игровой зоне «Юркина парка».
А здесь можно поиграть в исследователя окаменелостей.
Вятка – это место с характером деловым и озорным, страна сказки и были на большой воде. Вятская земля – далекая страна, в которую стоит решиться поехать, чтобы узнать бесконечную историю о свободе и несвободе, романтике и прагматизме, древности и современности.
Откуда пошла Вятская земля
В живописные, но суровые края на Вятке отправились в XII веке свободолюбивые жители Великого Новгорода, бежавшие от тяжелой княжеской руки и беспощадной городской смуты. Новгород, древняя русская республика, оказался в то время ареной политической битвы между киевскими и суздальскими Рюриковичами. Во главе последних стоял сын основателя Москвы Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. Он был поклонником, говоря современным языком, вертикали власти и единоличного правления и планировал ликвидировать традиционные новгородские вечевые вольности.
Новгород был главным экономическим призом в войне между двумя ветвями династии. В методах стороны не стеснялись ни на поле брани, ни в политических дискуссиях. В итоге часть новгородцев решила оставить город, погрязший в смуте и спорах, и попробовать устроить жизнь заново – на знакомой им по охотничьему и торговому промыслу реке Вятке. Исход новгородских «отцов-пилигримов» длился восемь лет – с 1174 по 1182 годы. Скитальцы, разделившиеся на две партии, сделали большую петлю, пройдя все междуречье Вятки и Камы, пока не нашли удобное для нового поселения место у впадения реки Хлыновицы в Вятку. По меньшей реке город получил имя Хлынов.
Хлыновский ушкуйник во дворе гостиницы «Постоялый двор» на улице Герцена.
Жизнь в Хлынове организовали по новгородскому образцу: с городским вече и выборным правлением. Вятчане (так себя называют жители Вятской земли – в отличие от вятичей, славянского племени из Центральной России) сохраняли привычный свободолюбивый уклад еще триста лет: воеводы великого князя Ивана III присоединили Вятскую землю к Московскому государству лишь в 1489 году.
Герб Хлынова-Вятки-Кирова.
Герб вятчан – один из самых древних в России, он был в числе 24 символов русских земель на государственной печати первого русского царя Ивана Грозного. Считается, что исторически лук символизировал основное занятие местных жителей – охоту. Правда, вятчане иногда говорят, что это знак их особого, боевого характера. Ведь местные купцы-разбойники – ушкуйники – промышляли совсем не охотой на дикого зверя.
Вятка императорская. Карта из Музея вятской глиняной игрушки.
Впрочем, история, особенно российская, склонна к иронии. Во времена Российской Империи Вятка стала местом политической ссылки. Сюда, например, отправили за крамольные мысли писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Однако в Вятке его вольнодумство только укрепилось.
До сих пор в Хлынове-Вятке-Кирове чувствуется эта любовь к независимости и деловая хватка, которые вятчане пронесли через всю российскую историю.
Автор — Олег Григоренко