«Событийный турмаршрут» – Приволжье». Путевые заметки Олега Григоренко: Чебоксары

Чебоксары (хотя спокойный характер города лучше передает его шепчущее чувашское название – Шупашкар) – глубокий город. Все его дороги ведут вниз, к Заливу – большой искусственной заводи у слияния Чебоксарки и Волги. В этот город надо погружаться медленно, оставляя беспокойство в дальних, спальных и промышленных районах. И дойти до полного умиротворения на берегу у спокойной и гладкой воды.

Впечатления

Пожалуй, самыми известными людьми, заявившими о желании бросить все и остаться в Чебоксарах, были охотники за стульями мадам Петуховой Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Концессионеры прибыли сюда после бурного объяснения с любителями шахмат из Васюков. Хотя в Чебоксарах герои Ильфа и Петрова видели только вскрытый еще на пароходе «Скрябин» стул, «медленно направлявшийся в Каспийское море», на памятнике в честь знаменитых гостей мебель воробьяниновской тещи все-таки есть.

 

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре купца Ефремова.

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре купца Ефремова.

 

«Синие купола Чебоксар плыли в стеклах Воробьянинова, словно корабли. Сад на востоке разрастался. Бутоны превратились в вулканы и принялись извергать лаву наилучших кондитерских окрасок. Птички на левом берегу учинили большой и громкий скандал. Золотая дужка пенсне вспыхнула и ослепила гроссмейстера. Взошло солнце» – концессионеры увидели Чебоксары такими.

 

Синие купола – это церкви на берегу Залива. Жаль, фото не очень получилось.

 

Свято-Троицкий мужской монастырь на берегу Волги (с 1566 года).

Свято-Троицкий мужской монастырь на берегу Волги (с 1566 года).

 

А запомнили Остап и Киса их такими.

– Судя по всему — Чебоксары. Так, так… «Обращаем внимание на очень красиво расположенный г. Чебоксары» … Киса, он в самом деле красиво расположен?.. «В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя» … Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. А? Это будет очень эффектно… Откроем «Пти шво» и с этого «Пти шво» будем иметь верный гран-кусок хлеба… Ну-с, дальше… «Основанный в 1555 году, город сохранил несколько весьма интересных церквей. Помимо административных учреждений Чувашской республики, здесь имеются: рабочий факультет, партийная школа, педагогический техникум, две школы второй ступени, музей, научное общество и библиотека… На Чебоксарской пристани и на базаре можно видеть чувашей и черемис, выделяющихся своим внешним видом» … ­– это середина 20-х годов XX века.

Откуда пошли Чебоксары

В 1555 году, указанном у Ильфа и Петрова, на месте современных Чебоксар появилась русская крепость. А первые упоминания Чебоксаря – в единственном числе – в русских летописях относятся к середине XV века, а в еще XIV на европейских картах было отмечено безымянное поселение на месте современного города.

 

Карта расселения предков чувашей в музее вышивки в Чебоксарах.

Карта расселения предков чувашей в музее вышивки в Чебоксарах.

 

Сами чуваши (точнее, их предполагаемые предки болгары и сувары, основатели Великой Булгарии) пришли в эти места в конце VII – начале VIII века с нижней Волги, потерпев поражение от Хазарского каганата. Другая ветвь болгар отправилась на Дунай. Кстати, в 20-е годы XX века вместо Чувашской АССР могла появится Болгарская, тогда бы Болгария точно не была бы заграницей. Но дальше разговоров дело не пошло – булгарскую теорию признали «буржуазной» и «националистической». В родственниках у чувашей числятся и гунны: из восточных степей на Волгу протоболгары пришли вместе с соплеменниками Аттилы за 300-400 лет до злополучной войны с хазарами.

 

Однако воинственности Бича Божьего и ханов волжских булгар чуваши не унаследовали. Даже название этого народа земледельцев значит «тихий, спокойный». Или по другой версии – «пахарь». Даже в состав Русского царства чуваши вошли добровольно и мирно, перейдя под руку московского царя Ивана Грозного во время его войны с Казанским ханством. Они посчитали, что восточный сосед защитит их от западного – ногайцев-кочевников.

 

Флаг Чувашии.

Флаг Чувашии.

 

В Чебоксарах иногда кажется, что даже символ республики – Древо Жизни и три солнца (прошлое, настоящее и будущее, «Мы были, мы есть, мы будем») отражает фирменное чувашское спокойствие. Хотя на самом деле эта спокойная вечность – заблуждение. Приходилось чувашам бунтовать – во времена Степана Разина, Емельяна Пугачева, Акрамовской войны в середине XIX века. А в начале XXI века, как говорили мне в Чебоксарах, многие чуваши стесняются родного языка и воздерживаются от общения на нем.

 

Экзотических нарядов чувашей и черемис на берегу Волги и Залива уже не увидишь. Выглядит пристань вполне современно. Примерно так:

 

Прибывающие теплоходы здесь встречает

 

Прибывающие теплоходы здесь встречает другой литературный персонаж и тоже в честь упоминания Чебоксар в справочнике. Это Чебурашка. В энциклопедии, которую изучал Крокодил Гена в советском мультфильме, он должен был стоять в книге где-то между «Чебоксарами», «Чебуреками» и «Чемоданом». В местном порту пробел в книге исправили.

 

А мы приехали в столицу Чувашии по автомобильной дороге, поэтому Чебурашку так и не увидели.

 

Набережная без Чебурашки, но с сувенирными лавками.

Набережная без Чебурашки, но с сувенирными лавками.

 

А за выделяющимися своим внешним видом чувашами, черемисами и прочей экзотикой надо идти в Музей чувашской вышивки на улице Карла Маркса, 32.

 

Чувашский женский национальный костюм.

Чувашский женский национальный костюм.

 

До поездки в Чебоксары я знал, что у американских индейцев была специальная веревочная письменность. А чуваши пошли дальше и сделали письменностью узоры на одежде.

 

Это не вышиванка, это рубаха-письмо!

Это не вышиванка, это рубаха-письмо!

 

Одни ученые считают, что узоры напоминали китайские иероглифы.

 

Китайский по-чувашски.

Китайский по-чувашски.

 

Другие – что сибирские руны.

Одни народы их вырезали, другие вышивали.

Одни народы их вырезали, другие вышивали.

 

Но каждый костюм все равно рассказывал историю.

 

Еще один женский наряд.

Еще один женский наряд.

 

Кстати, определить, замужем чувашка или нет, по ее одежде было просто. У девушки головной убор был с конусом – как буденовка.

 

Шапка незамужней девушки.

Шапка незамужней девушки.

 

А после свадьбы этот конус «убирали». Потому что теперь женщина по поверью получала возможность общаться с высшими силами, у нее открывался широкополосный канал связи с опытом прошлых поколений.

 

Убор замужней дамы.

Убор замужней дамы.

 

Поэтому жен и матерей тут всегда слушались, матриархат сохранялся долго. В Чебоксарах бытует легенда, что миф об амазонках зародился именно благодаря тем самым женам с прямой связью с Небесами. Правда это или нет, большой вопрос, но в Чебоксарах сейчас строится этнопарк, и назовут его «Амазония».

 

Про чувашскую экзотику рассказывает и другой необычный музей в Чебоксарах – «Музей пива» – на местном Арбате – бульваре купца Ефремова – личности легендарной и во многом преобразившей Чебоксары позапрошлого века.

 

Музей пива.

Музей пива.

 

В XIX Чувашия считалась одной из главных баз российского пивоварения благодаря особому местному хмелю. Ценился он и в Европе – Чехии и Германии. А сами Чуваши исстари варили домашнее пиво. Процесс был тяжелый и трудоемкий.

Вот такой:

Вот такой

Реконструкция чувашской домашней пивоварни в музее пива.

Реконструкция чувашской домашней пивоварни в музее пива.

 

При музее есть ресторан, тут можно попробовать пиво из местного сырья. Светлое пшеничное – очень даже! Но за настоящим чувашским пивом надо ехать в сельские районы. И с собой его не увезешь, свои качества оно сохраняет не больше 19 часов. А жаль.

Кстати, еще экзотика, пусть и совсем другого рода, есть в Музее истории трактора на заводе «Промтрактор».

 

Не очень древняя, но удивительная техника.

Не очень древняя, но удивительная техника.

 

Совсем древняя техника плуг пращур трактора

Совсем древняя техника: плуг – пращур трактора.

 

А при взгляде на такие фото:

А при взгляде на такие фото

 

– снова вспоминаются Ильф и Петров. Правда, уже «Золотой теленок»:

«Фотографы перекинулись на тракторы. Кстати, на горизонте, позади машин, виднелась цепочка верблюдов. Все это – тракторы и верблюды – отлично укладывалось в рамку кадра под названием “Старое и новое” или “Кто кого”»

С верблюдами на Среднем Поволжье, разумеется, напряженка, но настроение в тракторном музее то самое – про железного коня и крестьянскую лошадку. Или верблюда.

 

«Фордзон», один из первых тракторов в России

«Фордзон», один из первых тракторов в России.

 

Даже на такие машины тут можно забираться, дергать рычаги и качаться на месте водителя. Учитывая, что другой амортизации у этих агрегатов не было, первым трактористам начинаешь искренне сочувствовать.

 

Но, пожалуй, главное наслаждение в Чебоксарах, это даже не экзотика, а прогулки к Заливу. Его создали искусственно – во время строительства Чебоксарской ГЭС, и он скрыл значительную часть исторической части города, даже местную «Красную площадь». Но новый облик города получился не хуже старого.

Залив ночью. На другом берегу – Дом правительства

Залив ночью. На другом берегу – Дом правительства.

 

Вид на пешеходный мост. Романтичное место для поцелуев

Вид на пешеходный мост. Романтичное место для поцелуев.

 

Памятник «Мать-Покровительница»

Памятник «Мать-Покровительница»

 

Этот памятник венчает Залив и поднимается над Чебоксарами. Издалека он кажется пугающим бетонным монументом, но вблизи – и над спокойной гладью Залива – он умиротворяет. Как и весь чистый, необычный, шепчущий Шупашкар.

Что еще посмотреть

Памятник и музей уроженцу Чувашии Василию Чапаеву.

 

Памятник и музей уроженцу Чувашии Василию Чапаеву

На родине героя обули в одинаковые – правые – сапоги. Наверное, потому что он сражался за правое дело.

Камень счастья

 

Камень счастья

Камень Солнца и Любви, приносящий Добро и Счастье, на бульваре купца Ефремова подарил Чебоксарам первый президент Чувашии Николай Федоров. Местные шутили, что президент дал народу камни, и то славно. Но, говорят, если эти камни потереть, на добро и счастье все-таки можно рассчитывать.

Мемориальный парк «Победа»

 

Мемориальный парк «Победа»

Музей военной техники под открытым небом в парке «Победа».

 

Автор текста и фотографий – Олег Григоренко.