Финалист Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» 2014 года — «Международная Покровская ярмарка в городе Тамбове»

Финалист Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» 2014 года в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов» — «Международная Покровская ярмарка в городе Тамбове» (Тамбов)

 

Авторский коллектив: администрация Тамбовской области, администрация города Тамбова

Дата и сроки — Ежегодно в течение двух дней в канун православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)

Масштаб проекта (вовлеченная аудитория): Порядка 1000 участников ярмарки ежегодно (торгующие, ремесленники, творческие коллективы, участники Делового центра), около 50000 посетителей ярмарки за 2 дня проведения, 37000 просмотров сайта Покровской ярмарки в год, широкая информационная поддержка, включая федеральные ресурсы (5 телерадиокомпаний, 10 газет, социальные сети, онлайн-трансляция Ярмарки на портале http://pokrov.tambov.gov.ru/, трансляции с веб-камер, установленных в городе Тамбове, на информационно-туристический портал Тамбовской области http://turtmb.ru.

Все происходящее на ярмарке транслируется на светодиодные экраны Тамбова и передвижной экран на улице Зои Космодемьянской /, что существенно увеличивает аудиторию ярмарки.

 

В ХIХ – начале ХХ веков Покровская ярмарка в Тамбове была событием, приуроченным к Покрову Пресвятой Богородицы, когда тамбовские крестьяне старались убрать весь урожай, продать излишки и сделать закупки на зиму, а заодно хорошо отдохнуть и развлечься.

С 2011 года, спустя 100 лет после закрытия последней, дореволюционной ярмарки, реализуется «Международная Покровская ярмарка в городе Тамбове» (далее – Ярмарка).

Ярмарка проводится на ул. Набережная на земельном участке площадью 60 тыс.кв.м., привлекает к участию более 1000 производителей сельхозпродукции, товаров народного потребления, ремесленников и народных умельцев, солистов и участников творческих коллективов из 30 муниципальных образований Тамбовской области, 17 регионов РФ и 5 иностранных государств.

В рамках Ярмарки развернута деловая программа, ориентированная на поиск решений в области развития инноваций и коммерциализации новейших технологий.

Проведение Ярмарки в историческом центре города позволяет организовать пешие туристические маршруты с участием гостей мероприятия (до 100 человек в день), детские выездные экскурсионные туры (до 240 человек за 1 день ярмарки), экскурсионные туры по программе «Родительская суббота» для родителей иностранных и иногородних студентов Вузов, расположенных на территории области.

Осуществляется туристический маршрут «Покровская ярмарка в Тамбове» http://turtmb.ru/submenu/route/route_1122.html.

Ярмарка объединяет несколько сфер деловой и творческой активности общества и представляет собой совокупность таких компонентов как «Деловой центр», «Ярмарка продовольствия и ремесел», «Туристическая программа», «Познавательная и информационная программа», «Спортивная программа», «Культурная программа и развлечения» для взрослых и детей с элементами исторической реконструкции.

Традиционным для Ярмарки стал праздник Тамбовской картошки: угощение разносолами и картофелем, сваренным в общем котле в количестве, равном возрасту города Тамбова (2014 год — 378 кг).

Результаты проекта:

— Рост популярности и повышение туристической привлекательности города Тамбова, демонстрация высокого культурного, аграрного, экономического потенциала Тамбовской области. В период проведения ярмарки отмечена активизация деятельности всех объектов туристской индустрии: достижение максимума уровня заполняемости средств размещения, роста доходов развлекательных учреждений, объектов питания.

— Потребительский спрос в дни ярмарки значительно превышает предложение.

— Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества.

— В 2013 году запатентован официальный логотип ярмарки, который присутствует в официальной символике, оформлении, сувенирной продукции.

— С целью продвижения туристического потенциала Ярмарки в 2014 году в дни проведения ярмарки 10-12 октября прошел рекламно-информационный тур для журналистов и представителей тур-бизнеса.

В рамках ярмарки ежегодно проводится социологический мониторинг, результаты которого позволяют говорить о том, что Ярмарка является динамичным живым событием, ожидаемым жителями и гостями города. Изменилось отношение к Ярмарке от места покупок к событию, месту развлечений: «Посетители «Первой международной Покровской ярмарки» в 2011 году шли больше за приобретением «дешевых» продуктов, а погрузившись в атмосферу праздника, с удовольствием разделили общее настроение. От Второй и Третьей Ярмарок посетители уже ждали праздника в соответствии с «русскими традициями», и кроме покупок, с удовольствием в нем участвовали ».

К настоящему времени Ярмарка переросла из торгового события – в объект притяжения большого числа туристов. Ярмарка как ивент заметно повлияла на стратегии развития региона. Разработан инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Рахманиновский», включенный Приказом Ростуризма от 21.07.2014 № 245-Пр-14 в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

С учетом наработанного опыта проведения Ярмарки потенциальным инвесторам в рамках кластера предлагается рассмотреть возможность осуществления проекта строительства в городе Тамбове современного многофункционального выставочно-ярмарочного комплекса Черноземья.