«Событийный турмаршрут» — Приволжье». Путевые заметки Олега Григоренко: Чистополь
Чистополь – городок на Каме в 50 км от ее впадения в Волгу – словно создан для того, чтобы гулять по нему. Это город-Арбат, он сохранил дух старины, но не в одном квартале, как Ульяновск-Симбирск, а в самой своей сути.
Откуда пошел Чистополь
Улица Ленина в Чистополе.
Хотя Чистополь напоминает Арбат по духу, на переплетение узких переулков он совсем не похож. Старинные, купеческие, «московские» дома здесь расставлены по ровным «питерским» кварталам и линиям. Об искусственности планировки города напоминает даже его название – в середине XVIII века это село на Каме называлось Чистое Поле.
Берег Камы.
Селиться здесь выходцы из Центральной России начали в XVII веке. На берега Камы бежали крестьяне от закрепощения и раскольники от церковной власти. Власть же государственную поселение вольных людей на важном речном торговом пути совсем не устраивало. В начале XVIII века военная экспедиция выгнала жителей села, чье название даже не сохранилось, в места, где они находились под более бдительным присмотром. А само поселение войска сравняли с землей. В назидание потомкам местность, на которой уже ничего не напоминало о вольных людях, получила имя Чистое Поле.
Герб Чистополя.
Но свято (а точнее, богато) место пусто не бывает, поэтому в Чистом Поле вскоре вновь возникло поселение. Застраивалось оно уже по плану – отсюда ровные линии улиц вдоль Камы и перпендикулярно ей. Село быстро росло – по реке шел «великій торгъ всякимъ хлѣбомъ». Так написала императрица Екатерина Вторая в указе о присвоении Чистому Полю нового «городского» имени Чистополь, статуса уездной столицы и собственного герба. О хлебном торге на нем напоминает золотой (то есть богатый) четверик (около 26 л), которым отмеряли зерно. А дракон сверху – это легендарный татарский крылатый змей Зилант, символ и защитник Казани, столицы тогдашней Казанской губернии.
Впечатления
Во время войны Чистополь превратился в культурную столицу Поволжья. Сюда эвакуировали Союз советских писателей. В Чистополе жили Анна Ахматова, Леонид Леонов, Марина Цветаева, Борис Пастернак. Может быть, военно-литературный период, когда население города, как говорят историки, за считанные недели удвоилось, тоже оставил свой «арбатский» отпечаток на Чистополе.
Мемориальная табличка.
Дом, где снимал комнату Пастернак, такой же маленький и незамысловатый, как и табличка. Писатель очень хотел попасть на войну, но из-за давней, еще подростковой, травмы ноги его долго не брали на фронт. В Чистополе Борис Пастернак провел больше полутора лет – с октября 1941 по июнь 1943 года.
В комнате писателя.
Здесь он работал в основном над переводами. В Чистополе Пастернак завершил переложение на русский язык шекспировских «Ромео и Джульетты». Считается, что этот вариант не очень близок к тексту оригинала, но лучше других передает его дух.
Пастернак за работой.
Больше всего в экспозиции музея Пастернака впечатляют парадоксы.
Печь и утюги в квартире Пастернака.
Между маленьким бытом и большим творчеством.
Личные вещи писателя и его родных.
Между историей живого человека и большими потрясениями страны, в которой он родился.
Советские плакаты 20-х годов.
Я не поклонник русской литературы XX века, но в музее Пастернака как-то остро чувствуешь ее контекст: надежда, поиск, разрушение, снова поиски созидание, снова разрушение, эти волны судьбы, приходящие с разных сторон, которые так тяжело принять и еще тяжелее – понять.
Плакаты 30-х годов.
В Чистополе Пастернак сочинил пьесу «В советском городе» («На этом свете»). После прочтения друзьям писатель решил уничтожить ее. Однако рукописи не горят, и герои и ситуации из пьесы вошли потом в роман «Доктор Живаго». В Чистополе считают, что именно здесь родилась его идея, а некоторые горожане послужили прототипами его героев.
Иностранные издания «Доктора Живаго».
Magnum opus – труд всей жизни Бориса Пастернака – роман «Доктор Живаго», за который в 1958 году ему дали Нобелевскую премию, 30 лет издавался лишь за рубежом. В СССР он впервые вышел в 1988 году. Задолго до этого советский фольклор пополнился фразой «Пастернака не читал, но осуждаю» – ироническое описание травли, вынудившей писателя отказаться от Нобелевской премии.
Памятник Пастернаку в Чистополе.
Ее отголоски («И за что ему памятник только поставили, только сидел и писал») мне пришлось услышать от двух немолодых горожанок рядом с этим памятником в Чистополе. И это тоже, наверное, контекст русской литературы XX века.
Памятник жертвам политический репрессий.
Если пройти по соседней улице Карла Маркса (это бульвар, пешеходная дорожка в тени деревьев проходит между двумя полосами для автомобилей), можно увидеть два необычных и человечных памятника. Первый – памятник жертвам политических репрессий. «В назидание ныне живущим», – напоминает надпись на красных гранитных обелисках, увитых колючей проволокой.
Памятник труженикам тыла.
Чуть дальше – на Аллее Героев – скромный, добрый и очень печальный Памятник труженикам тыла: фигуры старика, женщины и подростка под репродуктором. Во время Великой Отечественной войны Чистополь вывезли несколько крупных промышленных предприятий, в том числе знаменитый часовой завод «Восток» (Второй московский часовой завод). Он выпускал «командирские» часы и измерительные приборы для фронта. Но памятник не только про его работников. Он про страну, которая не знала войны, но знала ее последствия: потери и горечь.
Что еще посмотреть
Никольский собор и набережная.
Улица Карла Маркса выходит на набережную Камы, над которой возвышается Никольский собор. А прямо перед ним находится музей истории города.
Купеческая лавка.
Его еще называют Музеем уездного города. Сам музей небольшой, но атмосферный, и он отлично дополняет впечатления от старинных «арбатских» улиц Чистополя.
Дореволюционная школа.
Желающие могут даже испробовать на себе традиционное наказание для школьников XIX века – постоять на горохе на коленях.
Деревянный велосипед крестьянина Мельникова.
Пожалуй, самые интересные экспонаты музея – две чистопольские попытки изобрести велосипед. Неугомонный крестьянин из Чистопольских Выселок в начале XX века очень хотел сделать самоходную повозку. Это первая попытка – огромное деревянное колесо. Водитель стоял внутри и нажимал на педали, как на современном тренажере. Управлять этой штукой было почти невозможно. Но он все равно умудрялся на ней передвигаться по городу!
Деревянный велосипед. Версия 2.0.
А это вторая, управляемая версия. К сожалению, как и любой прототип, она тоже была непрочной и не очень удобной, но даже попытки крестьянина с Камы сделать что-то подобное восхищают.
Автор текста и фотографий — Олег Григоренко.