«Событийный турмаршрут» — Приволжье». Путевые заметки: Ульяновск

Лучшая метафора Симбирска-Ульяновска – Ленинский мемориал над Волгой. Бетонное советское здание брежневской эпохи нависает над двумя старинными особнячками, где в конце XIX века жила семья Ульяновых. Над мемориалом вьется не красный флаг, а триколор новой-старой России. Это город, где Империя, Союз и Федерация прорастают друг сквозь друга, создавая странное ощущение места, где не меняется ничего и меняется все.

Впечатления

В Ульяновск мы въехали с востока – по Димитровградскому шоссе. Заволжская часть города – это советский Ульяновск: типичные дома-«чешки» и «брежневки», большая ТЭЦ, пейзаж, который можно увидеть в любой региональной российской столице. Здесь я был десять лет назад, и с тех пор, кажется, ничего не поменялось. Историческая часть находится на высоком – западном – берегу Волги.

вид с Венца на Императорский мост

Вид с Венца на Императорский мост

 

Кстати, названия ульяновских мостов тоже напоминают о межвременье, в котором живет город. Их два – Императорский, построенный в 1913-1916 годах, и Президентский, открытый в 2009 году.

За Императорским мостом – там, где неширокая дорога поднимается на холм (его называют Венец – за то, как полукруг его вершины смотрится с Волги) – начинается императорский Симбирск.

Откуда пошел Симбирск

Памятник основателю Симбирска на площади перед Ленинским мемориалом

Памятник основателю Симбирска на площади перед Ленинским мемориалом

 

Симбирск относится к тем российским провинциальным городам, которые появились по монаршему повелению. Боярин Богдан Хитрово поставил крепость Синбирск (буква М сменила Н лишь при Екатерина Второй в конце XVIII века) по указу царя Алексея Михайловича в 1648 году на Синбирской засеке – оборонительной линии на юго-восточной границе Русского царства. Крепость должна была защищать окрестные земли от набегов степняков из-за Волги, но границы постоянно отодвигались на восток и юг и военное значение город скоро потерял. Место, где стояли первые укрепления над Волгой еще можно отыскать на длинной набережной.

Герб Симбирска-Ульяновска

Герб Симбирска-Ульяновска

 

Нынешний символ Ульяновска – колонна, увенчанная императорской короной, с девизом «Подперта честью» появился еще при Петре Первом. А первый герб – льва с мечом в лапе – город получил еще в середине XVII века за успешное отражение нападения Степана Разина. Спустя сто с небольшим лет после той Крестьянской войны Симбирск был базой правительственных войск, боровшихся с Емельяном Пугачевым. Именно отсюда в 1774 году плененного мятежного казака отправили в Москву. Четыре года спустя Екатерина Вторая сделал Симбирск столицей наместничества. Говорят, с тех пор город, остановивший две восстания, называли «Опорой самодержавия» (нынешний девиз Ульяновской области – «Души и державы опора»). Удивительно, но из Симбирска, обманчиво спокойного и даже ленивого, вышли два беспокойных человека, самодержавие обрушивших: лидер послефевральской Российской республики Александр Керенский и создатель Советской России Владимир Ленин.

 

Такие же исторические пары и парадоксы, как Императорский и Президентский мосты, в Ульяновске можно найти повсюду. Город называет себя «Родиной талантов»: кроме революционеров Александра Керенского и Владимира Ульянова-Ленина, отсюда вышли, например, историк Николай Карамзин и писатель Иван Гончаров.

 

Вот Карамзинская пара памятников.

вот кар

Это памятник середины XIX века в Карамзинском сквере на пересечении улицы Спасской и Дворянского переулка. Классицизм, как он есть: вверху муза истории Клио, в нише – бюст историку. По бокам – барельефы о жизни и смерти Карамзина.

 

Карамзин-постмодерн: памятник букве Ё.

Карамзин постмодерн памятник букве

 

По легенде именно уроженец Симбирской губернии Карамзин ввел в русский язык букву Ё (на самом деле, нет, но для популяризации этой буквы он сделал немало). Кстати, найти памятник нелегко – знак небольшой и неприметный. Он находится у стены Ульяновской областной научной библиотеки. Проще всего отыскать знак, повернув налево на бульвар Новый Венец с Дворянского переулка и внимательно глядя влево.

 

А это уже про Ивана Гончарова.

 

Памятник автору «Обломова» и «Обыкновенной истории», установленный в 60-е годы XX века

Памятник автору «Обломова» и «Обыкновенной истории», установленный в 60-е годы XX века.

 

В Симбирске Иван Гончаров провел первые десять лет жизни, сюда ненадолго вернулся после университета. Местным жителям нравится считать, что в сонном Симбирске Гончаров набрался впечатлений для создания образа Ильи Ильича Обломова. В честь него в Ульяновске в 2005 году поставили памятник Дивану Обломова, а спустя год – еще и Тапочкам Обломова.

 

Гончаровский постмодерн. Продукт-плейсмент детектед

Гончаровский постмодерн. Продукт-плейсмент детектед.

 

 

Обломовщина в Симбирске-Ульяновске неискоренима.

 

 

Живой памятник обломовщине справа от неживого памятника

Живой памятник обломовщине справа от неживого памятника.

 

Это пересечение улиц Гончарова и Ленина.

Широкая улица Гончарова – воплощение современного Ульяновска – на ней находятся торговые центры, современные магазины, кафе и пабы

Широкая улица Гончарова – воплощение современного Ульяновска – на ней находятся торговые центры, современные магазины, кафе и пабы.

 

А улица Ленина (бывшая Московская)

А улица Ленина (бывшая Московская) – это путешествие в умиротворенный XIX век. И это, пожалуй, главный «ленинский» парадокс Ульяновска: благодаря революционеру, строившему новый мир, здесь сохранился почти нетронутым мир старый.

 

Указатель-навигатор на китайском

Указатель-навигатор на китайском. Сразу понятно, благодаря кому не зарастает народная тропа. В 2014 году в Ульяновске придумали «Красный маршрут» по ленинским местам (Москва, Питер, Казань) для туристов из Китая и выиграли Гран-при Всероссийской туристской премии «Маршрут года». С тех пор товарищи с Востока проявляют уважение к вождю мирового пролетариата, как могут. Например, поливают его изваяния водкой.

 

Кстати, по самому «ленинскому кварталу» навигация вполне современная, как в каком-нибудь арт-кластере.

и контраст с окружающей атмосферой

И контраст с окружающей атмосферой немного выбивает из колеи. В хорошем смысле.

 

Атмосфера тут примерно такая:

Историческая каланча-музей пожарной охраны

Историческая каланча-музей пожарной охраны.

 

Мостовая и деревянный тротуар рядом

Мостовая и деревянный тротуар рядом.

 

В императорском Симбирске гордились чистотой улиц благодаря как раз таким тротуарам.

Сзади – бронзовая фигура городового. В ленинском квартале много таких уличных скульптур. Благодаря им представить себя в XIX веке становится совсем просто.

Сердитый городовой 1 Сердитый городовой 2

Сердитый городовой.

 

Мальчик-фонарщик за спиной господина полицейского

Мальчик-фонарщик за спиной господина полицейского.

 

Еще один озорной мальчишка – газетчик

Еще один озорной мальчишка – газетчик.

 

Монетку на его сумку положил я – на журналистское счастье. Обычно тут так не делают.

 

Дворянская семья на прогулке

Дворянская семья на прогулке.

 

Мещанка у мелочной лавки

Мещанка у мелочной лавки.

 

Сама мелочная лавка

Сама мелочная лавка.

 

много-много ленинских домов

Много-много ленинских домов.

 

Семья Ульяновых успела пожить в нескольких домах на Московской, и почти в каждом есть музей. К сожалению, времени пройти по ним у меня не было, но говорят, что внутри так же атмосферно, как снаружи.

 

Хотя иногда современность прорастает сквозь мещанский Симбирск даже в этом заповеднике старины (это же Ульяновск, тут везде так!).

 

Креативное бизнес-пространство, да

Креативное бизнес-пространство, да.

 

И обещанный символ: Ленинский мемориал. Это другая часть города – Венец. Здание в стиле советского олдскула, бетонное воплощение брежневской стабильности. Оно строилось к 1970 году – столетию со дня рождения Ленина.

 

Триколор над Лениным

Триколор над Лениным.

 

Дом, где родился Ленин

Дом, где родился Ленин.

 

Именно он находится внутри, в сердце мемориала, снаружи он выглядит примерно так.

 

Главное – знать, куда смотреть

Главное – знать, куда смотреть.

 

Ульяновск – это город, в который надо ехать для того, чтобы подышать воздухом XIX века, понять, что такое обломовщина, и убедиться, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно – как мещанский особнячок внутри огромного бетонного комплекса.

 

Что еще посмотреть

Музей гражданской авиации

Музей гражданской авиации

Больше 30 гражданских и военных самолетов и вертолетов под открытым небом.

 

главный экспонат - сверхзвуковой ту

Главный экспонат – сверхзвуковой Ту-144 даже в кадр не поместился – такой он огромный.

зато его можно трогать руками

Зато его можно трогать руками.

В Ту-104 можно крутить штурвал

В Ту-104 можно крутить штурвал.

Тут раздолье для фанатов авиации

Тут раздолье для фанатов авиации: ТБ-1, он же АНТ-4 – в варианте для полетов в Арктике. На таком спасали челюскницев.

 

Памятники Ульяновска

Их много, и они красивые.

Задорный Суворов у местного Суворовского училища

Задорный Суворов у местного Суворовского училища.

 

Памятник учителю

Памятник учителю.

 

Скоро в Ульяновске появится памятник Русском солдату. Но его можно назвать и памятником симбирскому характеру: из этого сонного города выходили беспокойные люди, и солдат Василий Кочетков был, быть может, не самым талантливым, но уж точно самым шебутным из них. Сын солдата-кантониста, Василий Кочетков с рождения был обречен служить – по сословной обязанности. Он пошел в армию в 1811 году и покинул ее через 81 (восемьдесят один!!!) год. Сражался в десяти войнах, получил офицерское звание (и отказался от него, чтобы вновь уйти в солдаты действующей армии), в 92 года в бою потерял ногу, но все равно не бросил службу. Даже его короткое жизнеописание читается, как роман. И этот человек из города обломовщины – еще один парадокс Ульяновска.

 

Автор текста и фотографий — Олег Григоренко.